Colouring
+7 (495) 783-37-63
+7 (495) 642-70-92

BI Review: Российский рынок расходных материалов — 2015: цена важнее качества?

Станислав Малинский,
генеральный директор ИА "Бизнес-Информ"

Информационное агентство «Бизнес- Информ» (Москва) завершило цикл исследований российского рынка офисной печати в январе-сентябре 2015 года. Полученные результаты подтверждают прогнозы: продажи оригинальных расходных материалов падают, продажи новых совместимых картриджей и рынок восстановленной продукции (aftermarket) растут. Что, впрочем, неудивительно, так как и объемы офисной печати, и количество работающих офисных печатающих устройств в 2015 году практически не отличаются от показателей 2014 года. А финансирование закупок расходных материалов для офисной печати – уменьшилось. Вот и приходится российским компаниям обеспечивать офисную печать с максимально возможной экономией.



 

Изменение потребительского спроса

Для обеспечения потребностей в офисной печати большинство российских предприятий и организаций оказались вынуждены либо увеличить в закупках 2015 года долю совместимых расходных материалов, либо ориентироваться при проведении закупок на более дешевые, чем в 2014 году, совместимые расходные мате- риалы (см.рис.). Так, в январе-сентябре 2015 года 61% компаний, обычно использовавших только ОЕМ-картриджи, перешли к использованию совместимых картриджей премиум-класса. 63% компаний, обычно использовавших совместимые картриджи премиум-класса, перешли к использованию совместимых картриджей более низкого класса. 43% компаний, обычно использовавших дешевые совместимые картриджи, были вынуждены допустить закупки еще более дешевых моделей совместимых картриджей. Значительная часть таких компаний не смогла перейти на закупки более дешевых совместимых картриджей, так как уже в 2014 году они начали использовать картриджи с наиболее низкими ценами (и качеством). Следует отметить, что на российском рынке повысился спрос не только на новые (new-built) совместимые картриджи (в основном китайского производства), но и на восстановленные. Да и спрос на услуги по восстановлению (recharging, recycling) также значительно повысился.
Screenshot_5.png

 

    

Влияние различных факторов на выбор покупателя

Исследования информационного агентства «Бизнес-Информ», выполненные в 2011-2014 годах, показали): цена картриджа перестала быть определяющим фактором при выборе совместимого картриджа (см.табл.). На российском рынке в 2014 году стал не менее значимым такой фактор, как «имидж компании-продавца», да и имидж бренда картриджа стал иметь большое значение. Однако в условиях нехватки денег на приобретение желаемой продукции в 2015 году снова проявился тренд на повышение значимости цены (см.табл.). Повысилась роль и такого фактора, как «имидж компании-производителя».

 Screenshot_6.png

Качество новых совместимых картриджей

Рост спроса на новые совместимые картриджи на российском рынке вызван вполне объективными причинами. Главная – необходимость экономии. Однако российские компании-покупатели при организации закупок находятся в разных условиях: одни вынуждены проводить тендеры и покупать картриджи, предложенные по минимальной цене, другие имеют возможность выбора поставщика и бренда картриджей, исходя из качества предлагаемой продукции и имиджа компании-поставщика, третьи имеют возможность самостоятельных (альтернативных) закупок картриджей. Как результат, качество совместимых картриджей, используемых в российских компаниях, имеет весьма значительные различия: от очень высокого (практически неотличимого от качества оригинальных картриджей) до весьма низкого. Да и процент брака в различных поставках картриджей от различных поставщиков тоже весьма различен. Анализ качества3) новых совместимых картриджей, поставлявшихся на российский рынок в 2013-2015 годах, показал: а) среднее качество картриджей по- степенно повышается, что объясняется и растущим «мастерством» китайских компаний-производителей, и растущей «разборчивостью» российских покупателей; б) наибольшим спросом на российском рынке пользуются либо дешевые картриджи невысокого качества (имен- но они, как правило, поставляются по результатам тендеров), либо более дорогие картриджи со значительно более высоким качеством (именно они, как правило, покупаются коммерческими компаниями, решившими отказаться от закупок только оригинальных картриджей, или компаниями, оказывающими аутсорсинговые услуги VIP-клиентам); в) рост закупок картриджей низкого качества во второй половине 2015 года значительно усилился. 
#3

Рост рынка восстановленной продукции (aftermarket)

Еще одной тенденцией, наглядно проявившей себя в 2012-2015 годах, стал рост рынка восстановления (re charging, recycling). Рост этого сегмента российского рынка расходных материалов в последние годы был весьма заметным (с 60% в 2012 году до 64.4% в 2015 году). Учитывая, что на рынках расходных материалов Восточной Европы (в Польше, Чехии, Венгрии, Румынии) доля неоригинальных расходных материалов составляет менее 50%, отличия российского рынка становятся очевидными. Специалисты информационного агентства «Бизнес-Информ» отмечают, что рост рынка восстановления в условиях необходимой экономии связан не только с увеличением числа повторных заправок оригинальных картриджей, но и с все более растущим сегментом заправок новых (new-built) совместимых картриджей. Все больше китайских производителей новых совместимых картриджей заранее предусматривают возможность повторных заправок производимых ими картриджей, что является значительным «плюсом» для их продукции на современном российском рынке (например, для компаний-аутсорсеров). Неудивительно, что продажи таких неоригинальных картриджей в России также растут, что является хорошей основой для последующего расширения сегмента заправок новых совместимых картриджей. Следует отметить также, что возможность качественного и недорогого восстановления ОЕМ-картриджей является фактором, содействующим продажам печатающих устройств соответствующего бренда. Так, безусловное лидерство бренда HP на российском и мировом рынках определяется (помимо прочих его достоинств) и наличием недорогих решений на рынке восстановления (recharging, recycling).

Рейтинги картриджей

При оценке популярности картриджей для черно-белой лазерной печати на российском рынке специалисты информационного агентства «Бизнес-Информ» строят два рейтинга. Первый – в соответствии с долей закупок картриджей в штучном выражении (рейтинг потребления), второй – в соответствии с долей предприятий, покупавших картриджи (рейтинг корпоративной популярности). Полученные в январе-сентябре 2015 года результаты приведены в таблице. Как видно из данных, приведенных в таблице, лидерство картриджей HP на российском рынке бесспорно. Из 25 наиболее популярных (по объемам закупок) картриджей 10 относятся к бренду HP. Присутствие в рейтинге картриджей Xerox (4), Samsung (4), Canon (4), Kyocera (3) также вполне естественно, так как именно эти бренды занимают позиции №2- №5 по объемам поставок картриджей для черно-белой лазерной печати на российский рынок. Из 25 картриджей – лидеров рейтинга корпоративной популярности – 12 относятся к бренду HP, 5 – к бренду Xerox, 1 – к бренду Samsung, 4 – к бренду Canon, 2 – к бренду Kyocera, 1 – к бренду Panasonic. «Скромное» представительство в этом рейтинге картриджей Samsung и Kyocera неудивительно, так как высокий рейтинг потребления картриджей этих брендов в значительной степени определяется крупными поставками узкому кругу корпоративных заказчиков. Сопоставляя рейтинги, следует отметить, что только 15 из наиболее популярных картриджей попадают в оба рейтинга. Именно они и являются наиболее по- пулярными в январе-сентябре 2015 года. В целом, следует отметить стабильный спрос на картриджи-лидеры на российском рынке в 2015 году. Так, сравнивая перечень наиболее популярных моделей картриджей в январе-сентябре 2015 года с аналогичным за первое полугодие 2015 года, нетрудно заметить, что в этом перечне за 3-й квартал не произошло ни одного изменения ! Лидеры остались прежними. На их долю приходится 56-58% рынка потребления (в штучном выражении) ! Картриджи-лидеры – HP CE278, HP CE285, HP Q2612 – по-прежнему составляют более 25% российского рынка в штучном выражении (за январь-сентябрь – 27.5%, за первое полугодие – 25,3%). Следующая группа лидеров – HP CE505, HP CB436, HP CF280, HP Q5949, HP Q7553 – стабильно удерживает долю потребления более 15% (за январь-сентябрь – 15.5%, за первое полугодие – 16,0%). Таким образом, на долю 8 картриджей HP – лидеров российского рынка черно-белой лазерной печати приходится более 40% рынка потребления (в штучном выражении). 
#4
#5

Тенденции и перспективы

По мнению специалистов информационного агентства «Бизнес-Информ» тенденции, проявившиеся на российском рынке расходных материалов в 2015 году, продолжатся и в 2016 году. Российские потребители будут вынуждены в условиях нехватки денег искать наиболее экономичные решения без учета «завтрашних перспектив». Именно поэтому в 2016 году продолжится рост закупок новых совместимых картриджей (до 10.6 млн шт. или 18.6% рынка), вырастет и aftermarket (до 66.4% рынка). Закупки оригинальных расходных материалов упадут до 15% рынка, а нехватка оригинальных «пустышек» станет драйвером для развития сегмента заправок новых совместимых картриджей. Подобные тенденции, впрочем, несут для российских компаний-поставщиков совместимой продукции «скрытую» угрозу. Рост поставок дешевой (и низкокачественной) продукции на российский рынок неизбежно приведет к ухудшению ее имиджа, к ухудшению мнения об этой продукции и ее качестве со стороны «среднего» российского покупателя. Как результат, такое мнение неизбежно распространится на всю совместимую продукцию у значительной части российских покупателей (никто из них не будет разбираться и сопоставлять «качественное-некачественное», «восстановленное-новое (new-built)) и, как только финансовая ситуация в России улучшится, эти покупатели вернутся к закупкам ОЕМ-продукции. Таким образом, в будущем (2017-2018 годы) «под ударом» может оказаться вся индустрия качественных совместимых решений.
#6